Безопасный обгон. Правила и техника
По шкале опасности манёвров на автомобиле, первое место занимает обгон. А как правильно выполнять его, создавая наименьшие риски для себя и других, обучают на специализированных курсах совершенствования навыков вождения. О некоторых правилах и приемах речь пойдет в данной статье.
Азбука обгона
Начиная обгон, водитель должен удостовериться, что путь свободен: нет встречных автомобилей и любых других преград. Необходимо рассчитать расстояние и учесть обстановку. Лучше избегать выездов на встречку в местах пересечения со второстепенными дорогами, потому как выезжающие на главную автомобили могут помешать обгону.
Проверьте зеркала, чтобы убедиться, что кто-нибудь уже не начал обгон. Затем включите поворотник и дождитесь, пока он щёлкнет несколько раз. Бросьте взгляд на зеркало ещё раз, исключив риск того, что автомобиль мог спрятаться в мёртвой зоне.
Возвращайтесь на свою полосу только после того, как обгоняемый автомобиль будет виден в зеркале. Так вы не подрежете его.
Вот лишь часть ситуаций, в которых обгон запрещён:
- Туман, снег или ливень сильно ухудшают видимость.
- Обзор затруднён из-за рельефа, дорога уходит на поворот или сужается.
- Обгон запрещён разметкой или знаками.
- Автомобиль перед вами останавливается по неизвестной причине.
- Не обгоняйте длинный грузовик, поворачивающий направо. Перед началом своего манёвра он может сильно принять влево. К тому же ваш манёвр может стать неожиданностью для других.
- Кто-то перед вами уже выдвинулся на встречную для обгона, закрыв обзор.
Вероятность смерти в лобовом столкновении на скорости в 100 км/ч выше 90 %. Потому критически важно уменьшить время движения на встречной полосе. Лучше дождаться подходящего момента, чем обгонять, будучи не уверенным. Всегда нужно быть готовым, что возникнет необходимость прервать манёвр. Нет смысла идти до последнего. Однако может случиться и так, что возвращаясь назад, вы увидите, что автомобиль за вами уже прижался, к тому, который вы обгоняете, и не оставил вам места. Каждая ситуация требует своего подхода.
Позиция для обгона
Многие водители сильно прижимаются к автомобилю, который хотят обогнать, ошибочно полагая, что это наиболее безопасно. Но на деле происходит иначе. Когда обгоняющий займёт встречную полосу, его скорость будет такой же, как и обгоняемого. Уйдёт слишком много времени, чтобы ускориться и завершить манёвр. А на 90 км/ч автомобиль каждую секунду пролетает 25 метров.
Гораздо быстрее обгон будет выполнен, если немного отдалиться от автомобиля спереди. Так можно использовать свою полосу для разгона и выехать на встречную уже с большим запасом в скорости. И даже если дуб за рулём обгоняемого автомобиля вдруг решит устроить «гонки», у него не будет шансов прервать ваш манёвр, если он не имеет ощутимого превосходства в мощности.
Особое внимание требуется при обгоне длинных грузовиков. Кроме увеличившегося пути по встречной полосе возникают дополнительные риски, связанные с плохим обзором. У тягачей с прицепами имеются большие мёртвые зоны, водитель может просто не увидеть, что его кто-то обгоняет.
Разгон
Узнайте поближе разгонные возможности своего автомобиля на разных скоростях, чтобы лучше понимать, сколько пространства для обгона ему требуется. Имейте в виду, что динамика ухудшается при движении на подъём, особенно если салон заполнен пассажирами или грузом. Обгон должен проходить так быстро, как это позволяют условия. Это означает, что на сухом асфальте педаль газа должна быть нажата в пол. Если обороты двигателя слишком низкие (1500-2500), то следует перейти на пониженную передачу, чтобы у мотора появилась тяга.
Скорость
В плане скорости при обгоне между здравым смыслом и ПДД возникают разногласия. Наиболее безопасный обгон совершается максимально быстро. Следование же правилам только повышает опасность. Это не призыв к нарушениям, но иногда правильней превысить скорость.